?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Известно, что помимо семьи, средняя школа является важнейшим институтом социализации человека, поэтому язык, на котором ведется преподавание крайне важен, т.к. с ним ребенок входит во взрослый мир.

Сейчас наткнулся в статсборнике «Образование в России – 2003» на ряд интересных таблиц, отражающих то, на каких языках в 2003 г. велось образование в средней школе. Всего в России на начало 2002/2003 уч. года было – 65 662 школ
Оказывается всего 31 язык. Абсолютный лидер – русский язык 59 525 школ или 90,2%. (что на 10 п.п. больше доле русских в национальном составе населения).
Еще на 5 языка преподавание велось в большом количестве школ:
Татарский – 2166,
Башкирский – 911,
Чувашский – 571,
Аварский – 537,
Якутский – 445 (при этом якуты только на 19-м месте в России по численности).

От 100 до 250 школ насчитывалось на: бурятском, даргинском, лезгинском, марийском (луговом), мордовском (мокша), тувинском.

Есть целая группа крупных народов преподавание на языках которых в России практически не велось (русофилы могут быть спокойны - ):
Украинский – 0 школ (в целом понятно), (3-ий по численности народ России),
Белорусский – 0 школ (в целом понятно), (10-ый в России)
Армянский – 5 школ, (7-ой по численности народ России), армян – около 1,5 млн. чел!!!
Азербайджанский – 6 школ,
Казахский - 1 школа (11-ый народ в стране),
Чеченский – 19 школ (6-ой народ страны) (в Чечне около 500 школ),
А также
Ингушский – 0 школ (из 107 школ Ингушетии),
Осетинский - 45 школ,
Удмуртский – 44 школы.

Практически полное отсутствие школьного образования на вышеуказанных языках ведет к быстрому замещению их русским и языковой ассимиляции. Это выражается в том, что в Ингушетии где 99% населения – вайнахи – не возможно встретить на улицах вывесок на ингушском или чеченском, тогда как в сельской Башкирии их предостаточно.

В России отмечается постепенное закрытие школ преподающих на негосударственном языке. Так с 1995 г. исчезли образование на следующих языках:
Ненецкий, ногайский, турецкий, эвенкийский, эвенский, литовский, еврейский, абазинский.

Comments

fay13
Feb. 7th, 2007 10:43 pm (UTC)
То, что фактически нет школ на армянском и азербайджанском тоже понятно - этим народам, если они здесь живут, учиться на родном языке не нужно (не нельзя, а именно нет необходимости) - поскольку их цель как раз - максимальная культурная ассимиляция. Ну это моё мнение.

А что касается проблемы школ на родных языках для республик Северного Кавказа - тут согласна, что это проблема (честно говоря, от такой статистики я удивилась). Это очень странно. Но, с другой стороны, насколько мне известно, для них эти школы не играют особой роли, поскольку большинство народов кавказских республик, а в особенности чеченцы и ингуши, прекрасно владеют собственным языком и между собой говорят только на нём. То есть тут школа не выступила бы в роли "поддерживающей нац. культуру".

Но если смотреть с той точки зрения, что каждый в праве выбирать, на каком языке ему получать образование, - встаёт другой вопрос - есть ли в данных республиках научная и методологическая база? Ведь необходима разработка собственных программ обучения, написание учебников и пр. Кто это может сделать? А вообще интересно, сколько нац. школ там было в советское время - если они существовали, была какая-то база - то это можно поднять.
mingitau
Feb. 8th, 2007 07:40 am (UTC)
Странно получается - аварцы, лезгины имеют достаточно широкое образование на своем языке, тогда как у чеченцев, ингушей, кабардинцев, осетин его почти нет. С чем на Ваш взгляд это связано?

Про армян согласен, хотя они не ассимилируются, а адаптируются. Про азербайджанцев нет, т.к. вектор этого народа отнюдь не к растворению в русском мега-этносе.

Данных по советским школам не имею. Хотя было бы интересно.
fay13
Feb. 8th, 2007 11:59 am (UTC)
Странно получается - аварцы, лезгины имеют достаточно широкое образование на своем языке, тогда как у чеченцев, ингушей, кабардинцев, осетин его почти нет. С чем на Ваш взгляд это связано?

Я не специалист по Северному Кавказу, но у меня есть некоторое предположение. Дагестан ведь в советское время был самой незыблемой автономией, причём АССР, с 1921г. и до конца. Возможно и более высокий статус республики, и свобода от "политических решений" центра, помогли ему развивать и, главное, сохранять эту базу.
Чечено-Ингушскую и Кабардино-Балкарскую автономии в советский период очень часто "дёргали": меняли статусы, расформировывали, упраздняли, создавали вновь. В таких сложных условиях (+ депортации), вероятно, база национального образования сформироваться не могла.

Эту догадку могла бы подтвердить или опровергнуть статистика по 89-90г.

P.S. Правда, непонятно тогда с осетинами. Их автономия всегда была цельной.
solokso
Feb. 8th, 2007 06:24 pm (UTC)
Статистика лукава. Приведенные здесь цифры, скорее всего, показывают не только школы, где ведется преподавание на том или ином языке, а также и школы, где преподается тот или иной язык в качестве отдельного предмета. Так что, скажем, в числе башкирских школ фигурируют фактически русские школы с преподаванием башкирского языка. Подобно тому, как говорят "английская" или "немецкая" школа в Москве.
Так что надо иметь это в виду.
mingitau
Feb. 9th, 2007 09:50 am (UTC)
Нет. Я привел цифры школ где велось именно преподавание на языке. Есть отдельная статистика по школам, где преподается тот или иной родной (нерусский) язык в качестве отдельного предмета. И таких языков в России около 60.
imitin
Feb. 8th, 2007 07:21 pm (UTC)
Поддержу.
Только думаю, что есть и обратное: не учтены школы "с +++ этнокультурным компонентом", в которых базовое образование дается на русском, а еще один язык факультативен или дополнителен.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner