Поначалу книга мне не нравилась. Уж больно похожим на язык ХХ века слогом говорят герои произведения. Все в нем быстро происходит, как в остросюжетном кино. Да, книга Смирнова – не «Сердце Пармы» Алексея Иванова или «Лавр» Евгения Водолазкина, также повествующих о Руси конца XV в., с их уточненной реконструкцией языка и быта. У Смирнова все проще и быстрее происходит. Но и вправду картина исторических событий огромная, действия многочисленных героев происходят от Швейцарии и Рима до Феодосии и Шелони. Автор много, чересчур много ввел в книгу героев, событий и в итоге она получилась и не документальная и не художественная с неявными главными героями и ключевым посылом. Да, в ней очень эпично и исторически достоверно описано падение Господина Великого Новгорода, не менее серьезно проработана тема «ериси жидовствующих». Но общей канвы повести нет. Она похожа на иллюстрированный учебник истории России.
«Колокол и державу» я покупал в Великом Новгороде по рекомендации как книгу о самой яркой странице истории этого города. Так и получилось. Безмерно жаль Новгорода, захваченного ненасытной Москвой в 1471-1478 гг. Демократический город с более высоким уровнем жизни чем авторитарная Москва погиб из-за того, что не имел эффективной системы обороны, да и управление города Советом Господ не обеспечивало сбалансированного развития города. Смотря сейчас на Великий Новгород и Псков кажется, что ходишь по руинам великой цивилизации прошлого, разрушенной 500 лет назад московскими тиранами и очень сожалеешь, что тогда не смогли найти общего языка Колокол и Держава. И убеждаешься, что Москва как центр насилия не искала общего языка, в отличии от более гибкого Новгорода. Практически все герои произведения, даже если они и были в фаворе у великого князя большую часть своей жизни рано или поздно по его желанию заканчивали плохо – кто был удавлен в стенах монастыря дальнего, до подвергнут казни на Красной площади.
Для новгородцев, не знавших смертной казни по политическим причинам, уровень учиненного москвичами насилия был беспрецедентным, равно как и для жителей Твери, Рязани, Смоленска. Через всю книгу проходит мысль, что Русское государство было собрано вокруг Москвы посредством силы, принуждения, хотя такой печальный вывод и не хотелось бы делать в отношении своей Отчизны.