Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

"Серафим Саровский" (книга В.Степашкина)

Полтора месяца в начале 2021 г. провел вместе с фундаментальным трудом саровского историка Валентина Степашкина "Серафим Саровский", вышедшим в 2018 г. в серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия".

Если выразить мысли по прочтению книга одной фразой, то как был для меня Серафим Саровский великим и непостижимым, так и остался, несмотря на то, что книга дала исчерпывающие сведения о его биографии.



Книга "Серафим Саровский" есть отличный пример качественного труда историка, основанного на многолетней работе в архивах, поиске источников по самым разным вопросам биографии человека. В 18-19 веках мелкий курский купец, коим был Прохор Мошнин до прихода в обитель, конечно оставил некоторый «цифровой след», записи в имперской переписке и делопроизводстве. Здесь не надо строить гипотезы о правдивости и датировке событий как в случае с Николаем Чудотворцем или Андреем Рублевым. Но с другой стороны немало в биографии Прохора Мошнина и пропусков, загадок, разгадка которых составляет особое удовольствие профессиональных историков.
Второе неясное мне обстоятельство малого цифрового следа о преп.Серафиме заключается в том, что он 17 лет принимая у себя в келье тысячи паломников, имея всероссийскую известность и будучи образованным человеком не оставил ни сам ни в воспоминаниях его посетителей никаких прижизненных документальных записей. И только через несколько лет после его кончины начали писать его биографии, публиковать воспоминания, наставления. Особенно преуспел в этом Николай Мотовилов. Автор книги обоснованно доказал, что верить психически нездоровому Мотовилову нельзя, но зачем то поместил в конце своего труда знаменитые Беседы о стяжании Святого Духа. Их я не стал читать и пропустил. Почему о монахе Серафиме никто ничего не писал при его жизни? Да, он был не митрополитом, а рядовым монахом одного из монастырей, но все же?!


При всех достоинствах труд Степашкина мне показался слишком академичным. Он пишет о Серафиме Саровском весьма отстраненно. Почти весь объем книги посвящен не герою, а миру вокруг него и с ним связанным - семья, монахи, вскрытие мощей. В итоге получаются отдельные истории рода Мошниных, Саровского и Дивеевского монастырей и т.д. Документы, факты, противоречия, в этих мудрованиях автора под конец наскучивает копаться. Куда продуктивней было бы создать образ великого русского святого. В книге все есть, но теплого образа героя, увы нет. Или он создан нечетко. Я так и логически и не понял почему Серафим Саровский является самым известным персонажем истории минимум трех регионов России – Нижегородской и Курской областей и Республики Мордовии, с ним связаны крупнейший в России женский монастырь в Дивеево и один из крупнейших мужских обителей в Сарове?! А м.б. Серафим Саровский, один из самых популярных граждан России за последние последних 200 лет, и должен быть таким безмолвным и непонятным. И все просто в его загадке, которой нет. Был в начале 19 в. монах-молитвенник, монах-отшельник, монах-молчальник и не нам судить о том, каким он был, ибо непосильно повторить его подвиг. Наверно, преподобный Серафим один из тех Отцов Церкви в которых надо просто верить и не задавать лишних вопросов.

P.S. Появилась мечта – побывать в Саровском монастыре, на Ближней и Дальней пустыньках, но как ее осуществить? За 20 лет моей сознательной жизни этот город так и не изменил своего строго режима посещение, и нет надежды на то, что когда-нибудь он откроется для паломников.
Tags: Курская область, Нижегородская область, литература, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment