
Книгу прочел на одном дыхании. Эпическая биография действительно выдающегося человека. Своими трудами Елизавета Федоровна явила пример святой жены, высочайший эталон милосердия, сострадания, подвижничества, любви к ближнему и к Богу. Меня искренне потряс масштаб ее благотворительной деятельности и мужество в годы гонений и гибели. После прочтения книги формируется полная уверенность в том, что Елизавета Федоровна – русская православная святая и одновременно одна из самых выдающихся сограждан, несмотря на свое англо-немецкое происхождение.
Вместе с тем, у меня возникло ряд вопросов к автору книги. Первый – в ней вообще нет ссылок на документальные источники о героине и ее близких. Автор в мельчайших подробностях пишет свою сагу безо всякого критического анализа. Второй – в книге нет разных точек зрения на те или иные события начала ХХ века, в которые была погружена Елизавета Федоровна и ее сородичи из династии Романовых. А именно, ответственность Романовых за развязывание Первой мировой войны, создание предпосылок Революции 1905 года и бойню на Ходынском поле, нетрадиционная ориентация ее супруга великого князя Сергея Александровича, вклад последнего в развитие Москвы. Труд Д.Гришина рисует жизнь династии Романовых как цепочку праздников, ритуалов, внутриклановых склок, приятного отдыха в многочисленных усадьбах и дворцах. Это подается автором, как единственно верное времяпрепровождение в стороне от проблем народа и страны в целом. Трагическая гибель мужа позволила Елизавета Федоровне вырваться из досуговых практик правящей Династии и стать частью русского народа, будучи не понятой даже родной сестрой императрицей Александрой Федоровной. Третье – в книге, увы, нет истории почитания Елизаветы Федоровны, формирования ее образа и т.п., т.к. ныне она одна из самых ярких русских святых ХХ века.
Итого, Елизавета Федоровна достойная женщина, но автор слишком увлекся созданием панегирика.