Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:
  • Music:

«In Vino Veritas» – «Истина в вине»

Продолжая неделю фильмов Отара Иоселиани я сегодня посмотрел фильм «Истина в вине». Как и у вина, вкус этого фильма приходит со временем (у меня только к ночи -)… причем вкус понятный только ценителем творчества режиссера, т.к. для многих этот фильм поможет показаться скучным.

Постараюсь охарактеризовать фильм. Он мне показался исключительно постмодернистским по сути.
Что в нем необычного, так это отсутствие привычно и ожидаемого экшена. Такое впечатление, что нет ни сюжета, ни главных героев, ни смысла действия – идет просто показ фрагментов из жизни. И в том прелесть – автор акцентирует внимание на показе обыденной жизни без прикрас, хотя иногда и с тонким юмором.
Вместе с тем, что это за жизни?! На мой взгляд, это фильм про одиночество. Каждый из героев живет своей индиидуальной жизнь в которой несмотря на потрясения так и не происходит поворотов, проникновение к другому человеку. Особенно хорошо это видно по «главному» герою – Пьеру. Пытаясь насытить свою жизнь новыми ощущениями/людьми/событиями он делает это достаточно естественно, но так и остается один. Возможно – это удел человека современного постмодернового мира.
Вторая идея автора, на мой взгляд, это идея «проклятия» богатства. Все герои загородного дворца (кроме «матери») «бегут» от своего состояния. Им намного комфортней чувствуется в компании бомжей и уличной бедноты, чем среди французских буржуа. Но вырваться окончательно из этого мира, как бы он не был им противен, так у главного героя не получается – и он из раза в раз возвращаясь домой одевает свой дорогой костюм и галстук.
Третья идея – сближения людей в духовном плане куда важней, чем в материальном. Все перемещивается, подменяется (особенно это четко отражено в переодеваниях главных героев). Богатые и бедные живут рядом, часто вместе и вместе проводят время. При этом ни те и ни другие не испытывают самых базовых потребностей – перед нами достаточно зажиточное французское общество потребления (как раз об этом сейчас читаю у Жана Бодрийяра). Возможно именно в коллективном времяпрепровождении людей из разных социальных классов видит режиссер гармоничное существование общества, где имущественное расслоение неизбежно. Заметим, что французские бедные не протестуют и не имеют агрессии по отношению к буржуа.
Идея четвертая – каждый убегает от называемых ему социальным положением правил поведения и ведет свою жизнь, как пожелает. Человек полностью свободен в формах удовлетворения своих потребностей пытается донести до нас режиссер.

И, наконец, все фильм, а значит и нашей жизни относительно и изменчиво. Буквально за год, пока сидел в тюрьме главный герой, все изменилось, но есть одна незыблемая истина. Это вино!!! Вино, в этом безыдейном фрагментированном мире единственная неизменная категория. Это единственный скрепляющий элемент, оно объединяет людей, давая им свободу и радость, освобождая от прагматичных правил этикета. Особенно наглядно это выражается с побеге хозяина дворца (самого Отара Иоселиани) с другом-бомжем и мешком вина под покровом ночи. М.б. его действие иррационально, но он естественно и дает ему радость жизни.

Глядя на все это и действительно кажется не случайным перевод на русский язык названия фильм «Истина – в вине», тогда как с английского он переводится как «Прощай, родной дом». Я считаю, что истина не может быть только в вине, она прежде всего в Боге, однако для этого фильма именно вино – истина!!!

P.S. – Приятного просмотра. Советую с бокалом грузинского вина…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments