?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Над пропастью во ржи

Мне не нравится, когда у меня долго в комнате находятся непрочитанные художественный книги. Обнаружив в четверг в почтовом ящике книгу Д.Д. Селинджера «Над пропастью во ржи» я решил сегодня утром реализовать свою давнюю мечту – взобраться на подоконник и погрузившись в интересную книгу хотя бы несколько часов не думать о времени и делах. Это такое наслаждение!!! Книга не подвела и оказалась действительно весьма любопытной, даже настолько, что я ее за день и прочел, паралелльно занимаясь кандидатской диссертацией – причем половину прочел по долгой дороге в Алтуфьево на лезгинку (второй действенный способ забыться и отключиться от рутины жизни).

Теперь о книге. Ознакомившись с теми социо-культурными условиями, что были в США в начале 1950-х гг. можно сказать, что это действительно шедевр – первая исповедь человека «государства благоденствия», в эпоху которого только что вступили Штаты. М.б. это одна из первых книг, которая заявила о молодежи, как о проблеме и состоянии, тем самым возвестила переход к постмодернисткому обществу. Постоянно в книге пропадает грань между действиями Холдена – 16-ти летнего подростка и взрослыми людьми. Он полностью ведет себя по-взрослому. Не в размывании ли границ между возрастами заключено одно из главных процессов современного общества.

Явные плюсы книги – четкий, изящный, образный язык. Автор погружает в мир героя, погружает в среду – предрождественский дождь в Нью-Йорке действительно идет…

Считается, что «Над пропастью во ржи» - книга о целом поколении или о молодежи Штатов в целом. Именно о свободной молодежи не знающей материальных проблем.
И если вчитаться – что это за молодежь, чьим сборным образом является Холден – нытики, циники, алкоголики, эгоисты и лгуны, плюс заядлые курильщики и моты. Поколение их родителей, воспитанное в обществе модерна 2-ой четверти 20 в. подарило им возможность на те безрассудные поступки, которые они делают. Уверен, что ничего подобного в СССР в начале 1950-х гг. представить себе было не возможно, чтобы какой-то сопляк без дела слонялся по городу – пил и пытался сныть проститутку. Все эти буржуазные замашки слава Богу были снесены Октябрьской революцией и молодежь более ответственно относилась и к учебе и к жизни. Что ж, м.б. мы на два поколение выпали из общемирового процесса социализации молодежи. И мы первое поколение, которое должно было бы пройти по стопам Холдена. Говорят, что многие в нем находят сходство с собой. Я вспомнив себя в 16 лет никакого подобия не вижу. Не относя себя к конформистам «общества потребления», я совершенно расходился во взглядах с Холденом и вообще не вижу разумности в его поведении. Поведение и думы героя повести и в 16 лет мне казались напрочь иррациональными. Бросить школу и уйти из дома мне никогда даже в голову не приходило – если нет – пусть сестра поправит. Да, были конфликты с родителями и недопонимание с учителями, но чтобы пускаться в запой и разгульную жизнь, как Холден – увольте.
Для стандартного подроста – он типичен, для меня - гнусный тип. И если честно, то душевные поиски Синдзи Икари из Евангелиона, намного более актуальны и внятней прописаны, чем у Холден Колфилда. Поэтому советую посмотреть Еванглион, если Вас интересует вопрос социализации молодежи.

И еще, на прощание, одно замечание – у Холдена практически нет ни одного положительного персонажа. Он абсолютно всех осуждает и критикует. Искреннюю любовь вызывает только сестра Фиби. М.б. это юношеский максимализм такой, но мне кажется, что это явный перебор.

В итоге мое мнение – книгу конечно стоит прочесть, но к шедеврам, или как сказано в аннотации «книга, считавшаяся буквально «литературной «Библией», для многих поколений людей не принявших конформизм «общества потребления»», я бы ее не относил.

О Холдене Колфилде http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B4

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner