Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:
  • Location:
  • Music:

Эпидемия мега-университетов

(давно не писал чего-либо содержательного)

Россию, кажется, захлестнула новая мифическая эпидемия под названием «мегауниверситеты». Ростов-на-Дону и Красноярск ею активно заболели и сейчас тяжело переносят последствия привития образовательных монстров. На очереди Екатеринбург и Владивосток. На повестке дня создание Большого Евразийского федерального университета на 250 тыс. студентов и Тихоокеанского федерального университета на 100 тыс. студентов фактически с «нуля» в ближайшие годы. Разве это реально?


Большой Евразийский федеральный университет (БЕФУ)

Оцените – сколько превосходства содержится в названии! «Большой», явно не маленький; «Евразийский» - не пойму, что такого в этом евразийстве – Россия – не Россия и не Азия, и даже не Евразия, максимум Азиопа; «федеральный» - это что бы по нацпроекту «Образование» финансирование получить; «университет» - согласен, хотя масштабные планы строительства коммерческого жилья, возведения бизнес-центров на территории будущего университета ставят под сомнение, что университет собираются создавать исключительно для образовательных целей.

А вкратце планы таковы. В 2010 году заложить, а в конце 2011 года открыть на востоке Екатеринбурга первую очередь БЕФУ. Основные параметры в расчетный период (25 лет):
250 тыс. студентов, 25 тыс. преподавателей, 248 тыс. проживающих на территории БЭГУ, 1200 га под застройкой (http://usaaa.ru/beast/tep.htm) и главное – объем инвестиций 359 млрд. руб (ок.15 млрд долл)!. (http://beuc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=55&Itemid=108)

Сейчас в Свердловской области всего ок. 150 тыс студентов, которые учатся не только в Екатеринбурге (в самой столице Урала ок. 90 тыс. студентов). В перспективе их будет меньше примерно в 1,5 раза из-за демографических прогнозов. Соседние регионы не дремлют – Пермский край, ХМАО, Башкирия, Тюменская область активно продвигают свои вузы. Интересно откуда БЕФУ возьмет эти 250 тыс. студентов? Из забитой всеми Курганской области? Логично, что с нуля такой вуз не создать, поэтому решили плавно объединить 18 вузов Екатеринбурга в один и вывести его за пределы города. Гениально. Учебные корпуса в дорогом центре Свердловска отдать под офисы или торговые центры, в ученые и студенты пусть создают свое креативное общество в тайге между Шарташскими болотами и Ново-Свердловской ТЭЦ.

Сложно представить, как собираются объединить Богословский православный институт и Екатеринбургский артиллерийский институт, Уральскую лесотехническую академию и Уральскую государственную консерваторию, Уральскую медицинскую академию и академию противопожарной службы МВД РФ, театральный институт и горную академию и все в один ВУЗ!!! (http://usaaa.ru/beast/chp.htm)


Тихоокеанский федеральный университет

Владивосток в рамках проекта АТЕС-2012 должен преобразиться к 2012 году в динамичный мегаполис по типу Гонгконга с населением более 1 млн. человек (при нынешних то 580 тыс. жителей) (http://apec2012.ru/content/?a=378&s=169&p=1). Такие планы записаны в концепции развития города, которую приходилось рецензировать по долгу работы в ИРП. Под проведение объектов Форума уже выделено 120 млрд. руб. Если не касаться всех фантастических сторон проекта, а остановиться только на университете, то на острове Русском – будет создан кампус университете, как один из объектов Форума. Мне запомнились две цифры – 2 млн. кв. м новых площадей и 50 тыс. студентов и все на сопках острова до которого пока нет постоянного сообщения, а высоководный вантовый мост до 2012 года не построят.
Сейчас губернатор Приморья говорит о 100 тыс. студентов (http://www.expert.ru/articles/2007/04/26/tfy/).

Опять же откуда взять столько студентов. Их сейчас в Приморье набирается едва ли 90 тыс. чел, а в перспективе значительное сокращение. И такого хинтерланда, как у Екатеринбурга у Владивостока нет. Вряд ли на берег Тихого океана в массовом порядке поедут учиться из Твери или Уфы. А еще рядом Хабаровск, который не меньше Владивостока, в котором находятся Тихоокеанский государственный университет и Дальневосточный госуниверситет путей сообщений. Сомнительно, что хабаровчане будут отдавать свою молодежь на учебу во Владивосток. В концепции развития города говорится о привлечении студентов из стран Восточной Азии, не менее 10000 чел. Любопытно кто и чему будет учить корейцев и японцев, качество образования на родине которых несравненно выше российского?!

Власти Приморья также задумались о слиянии вузов города. И что – будет некий конгломерат состоящий из массы корпусов в разных частях города, а в условиях Владивостока, города с очень сложным рельефом и транспортным сообщение университет станет слабоуправляемым. С этим уже столкнулись в Красноярске, где часть СФУ на правом берегу Енисея, а основные корпуса на левом и между ними только 3 моста на которых стоят жуткие пробки (своими глазами видел и готов подписаться под тем, что в Красноярске самые тяжелые пробки среди крупных городов РФ). В итоге чтобы добраться между корпусами СФУ надо не менее часа.

И, наконец, самый большой вопрос – а кто будет учить такие массы студентов. При современном подходе к воспроизводству профессорско-преподавательского состава Россия начнет сильно теряет и будет терять и в количественном и в качественном составе преподавательские кадры.

Печалит меня еще и тот факт, что в России ни на одном из уровней от федерального до университетского нет документированной и четкой государственной политики по территориальной организации высшей школы, что является предметом изучения моей кандидатской диссертации. Как и где развивать высшую школу? По идее этим должна заниматься Федерации, но она этого не делает, как и в других отраслях экономики. У нас каждый регион в угоду своих финансовых интересов пытается продвинуть организацию образовательных исполинов, создание которых отрицательно скажется на соседних регионах. Эти эффекты никто не учитывает и о них видимо не задумываются. Почитайте программу развития Южного федерального университета. Там цель к 2010 году попасть в 100 лучших вузов мира. А какими на каких ресурсах не сказано.


Только вперед, в наше поиндустриальное инновационное нанотехнологическое будущее!!! И ни в коем случае не задумывайтесь почему вперед и вперед ли, ни в коем случае!!!



ЗЫ Пока высшая школа болеет мегауниверситетами, среднюю школу хотят инфицировать уже опробованным «нано-вирусом». Министр образования предложил в школе ввести изучения основ нанотехнологий, для чего уже размещен тендер на разработку оборудования кабинета для нанотехнологий. Предполагается, что стоимость такого кабинета составит 3-4 млн рублей. (http://www.expert.ru/news/2008/03/21/nanoteh/)
Я не против инноваций, но с учетом нашего состояния школьных зданий и комплектов учебников, м.б. на эти деньги закупить в каждую школьную библиотеку классической литературы и оснастить каждый кабинет географии комплектом современных карт?! Дешевле даже выйдет, а эффект для развития личности школьника будет больше. Мне сложно представить как будут в преподавать «Основы нанотехнологий» полуголодные учителя физики в разваливающемся здании какой-нибудь тулунской школы!!! И главное зачем – при нынешнем положении дел эта страна НЕ шагнет в инновационный постиндустриальный мир на нано-коне, а МИФ в совершении этого шага рано или поздно лопнет.

ЗЫ 2 Концепция проекта БЕФУ http://beuc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10&Itemid=40,
О БЕФУ в «Эксперте» http://www.expert.ru/newsmakers/2007/05/08/rossel/
О Форуме АТЕС-2012 http://apec2012.ru
Tags: Сибирь, география, личное, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments