?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ровно месяц я ничего не писал в Живой Журнал. Времени стало катастрофически не хватать. Все в жизни очень быстро меняется. И, думаю, она вернутся в привычное русло не раньше ноября, т.ч. не обессудьте.
Осталось несколько ненаписанных постов: «О Чингизе Айтматове» (его замечательные повести я читал в июне в поездах), «Об архитектуре Георгиевска конца XIXв – начала XX в», «О новом на Кавминводах» (по мотивам последнего посещения Пятигорска и Кисловодска», «Фотоотчет о поездке в Приэльбрусье», «Мысли по поводу футбольной истерии». (Эти темы мне на заметку).

Сегодня хочется написать о самых свежих впечатлениях. В последнее время стал достаточно часто бывать на службах в православных храмах. Был вчера в Троицкой церкви в Вешняках. Можно мои мысли противоречат канонам Православия, но следующий набор примеров обычаев богослужения распространенных в российских храмах, как мне представляется, противоречит сути христианства.
1. Во время службы отряжается несколько человек, которые с подносами обходят всех прихожан и собирают с них деньги. Каждая старушка, а они составляют 90% участников службы хоть несколько рублей, но кладет в поднос. Для меня это в числом виде меркантильный побор под страхам всеобщего осуждения. Шелест раскрывающихся кошельков и звон монет сбивает с благостного настроения, возникающего во время службы. Если желаешь пожертвовать деньги храме – положи их после службы в специальный ларь.
2. Надоедливые старушки возле подсвечников. Которые вместо тихой молитвы заняты расстановкой свечей в одном им известном геометрическом рисунке. Не успеешь поставить свечу перед иконой, как она сразу же тушится старушкой, если она противоречит ее задуманному порядку расстановке свечей.
3. Каменные лица священнослужителей. На мой взгляд, ¾ батюшек ведут службу как технологический процесс безо всякого вдохновения. Их лица ничего не выражают, кроме какого то превосходства над стоящими в храме.
4. Богатые одежды священнослужителей. Как только не изощряются попы в желании выглядеть эффектно. Золотое шитье, бисер, инкрустированные в платье майоликовые иконы. При этом смещение цветов ядовитое – голубой с красным, золотой с зеленым и синим, черный с розовым. Они упоены самолюбованием, а не службой. А старушки конечно проникаются «красотой».
5. Чеканная речь во время службы. Я понимаю, что 95% службы не понятно нам ибо ведется на старославянском языке, но есть небольшая наверно 10 минутная речь настоятеля прихожанам на русском языке. Отчего то ее дают читать самому последнему дьякону, которые по бумажке что-то невнятное втолковывает без всяких эмоций. Отчего же нельзя, чтобы из 12 человек, что вчера вели службу хотя бы один вышел бы и искренне на доступном нам языке рассказал бы что-то интересное или полезное или хотя бы поделился радостью сегодняшнего праздника обретения Казанской иконы Божьей Матери.
6. Целование рук владыки. Вчера служил в церкви какой-то статусный поп. Ему поддъячные носили во время службы шлейф и он был похож на какого-то заморского короля. А потом он начал всех мазать елеем и за это ему целовали рукав. Потом он прямо в истощенном крике объявил всем анафему, кто не прошел этот обряд и не поцеловал икону Казанской Божьей Матери. Вот так меня предали анафеме, ибо мне чужды все эти церемонии. Этот поп – такой же человек к которому у меня нет благодарности, ибо он во время службы занимался самолюбованием, а не взращиваем во мне любви к церкви или Богу. За что мне целовать ему руки – за его каменное лицо, или за его расшитую золотом папаху!!! Пристращенные старушки конечно чуть ли не подавили друг друга пробираясь к рукам священнослужителя. Но это более походит на преклонение перед кумиром, перед золотом, нежели на христианские ценности.
7. Продажа внутри храма. Насколько я помню, по одной из библейских историй Иисус выгнал всех торговцев из храма. У нас же церковные лавки превратились уже в полноценные магазины, где торгуют не только свечами и иконами. И служба превращается в стояние в очереди за свечами. Я бы вынес все эти иконные лавки за пределы храма, равно как и вездесущие лари с просьбой пожертвовать на то и на другое.

Чем дальше, тем вся обрядовая сторона православной службы более и более раздражает меня. Приходя в храм ради душевного успокоения и молитвы, ты попадаешь то ли на базар, то ли на показ последних мод, то ли на театр тщеславия. Старушкам все это нравится, но они стоят без выражений на лицах, и только очень редко пересечешься взглядом с человеком, у которого тихая радость в глазах и благоговение на лице. И м.б. только ради этих редких взоров, совершенно отсутствующих на улицах Москвы или в метро стоит ходить в храмы.

А м.б. мне стоит пойти на службу в протестантские дома молитв или в армянские церкви где нет этого преклонения Золоту, как в православных храмах. Тяжелая дума, однако.

Теги:

Comments

kostaki
Jul. 21st, 2008 10:07 am (UTC)
Владимир Палыч, есть такое простое упражнение, иногда помогает:
предполагать у других людей, в их действиях, мотивы не гнусные (самолюбование, тщеславие, вымогательство и др.), а, наоборот, добрые и разумные. В первые два-три раза трудно, а потом начинает работать.
(Anonymous)
Jul. 21st, 2008 10:25 am (UTC)
Об упражнении
Если упражняться прилежно, то скоро заметите, что на Земле не осталось ни гнусных мотивов, ни самолюбований, ни тщеславия, ни вымогательства, абсолютно все люди добрые и разумные. Ну а если Вам где-то померещился негодяй - то это вы недоупражнялись.
Ю. Соловьев
kostaki
Jul. 21st, 2008 10:43 am (UTC)
Re: Об упражнении
“Ах, дорогая, а кто хорош? Весь мир таков, что стесняться нечего. Сегодня, например, вижу: летит бабочка. Головка крошечная, безмозглая. Крыльями – бяк, бяк – дура дурой. Это зрелище так на меня подействовало, что взял да я украл у короля двести золотых. А чего стесняться, когда весь мир создан совершенно не на мой вкус. Береза – тупица, дуб – осел. Речка – идиотка. Облака – кретины. Люди – мошенники. Все. Даже грудные младенцы только об одном мечтают – как бы пожрать да поспать. Да ну его. Чего там, в самом деле” (Евг. Шварц. Обыкновенное чудо).
mingitau
Jul. 25th, 2008 06:45 am (UTC)
Так можно упражнятьс до поры до времени. Думаю, что никто специально в храме не движим гнусными мотивами. Однако со стороны это выглядит именно так и я являюсь "пострадавшим" от этих "добрых" порывов. А дело то все в "конфликте" моего индивидуалистического отношении к религии и их совково-общинного.
kostaki
Jul. 25th, 2008 12:42 pm (UTC)
Не только в храме, а вообще.
modelman
Jul. 21st, 2008 10:22 am (UTC)
В деревянных церквях незатейливые службы мне гораздо больше нравятся.
mingitau
Jul. 25th, 2008 06:46 am (UTC)
Мне тоже, в них благолепия и души больше.
canaris
Jul. 21st, 2008 11:23 am (UTC)
Мне как лицу глубоко атеистичному, в глаза бросаются стороны, которые лежат больше на поверхности, нежели в глубине (а все твои 7 пунктов, это уже внимание к важным деталям, а не к самому началу). Со своими спутниками в частых поездках я часто захожу в храмы, честно говоря, скорее за компанию, или иногда древние фрески и иконы посмотреть. Сразу остановлю критиков, которые могут сказать, что я веду себя, как в зоопарке, и что главное для меня - "поглазеть". Не правда - и иконы, и фрески - часть национального культурного достояния, и как полноправный гражданин России, я имею право на них смотреть, пусть даже я трижды не православный.

Но речь не о том. Постоянно наталкиваюсь на желание старушек в церкви учить всех жить. Мол, молодые да приезжие и крестятся не так, и икон не знают, и ходят не там, и вообще одеты не по православной моде. Хотя я и не женщина, но подозреваю, что путешествовать в юбке куда менее удобно, чем в джинсах. Но в Урюпинске девушек даже из церкви выгоняли со словами, что Иисус не разрешал женщинам ходить в брюках. Если что, не разрешал он это и мужчинам, ибо брюки в то время носили только варвары (если носили вообще). Но не в штанах дело. Я вижу, что люди идут в церковь совершенно искренне, а их сознательно унижают и отталкивают от нее. Зачем? Действительно, ни в армянских храмах, ни в лютеранских кирхах даже в России я не встречал такого назидательно-отталкивающего отношения.

В общем, Вова, согласен я с тобой полностью, хотя честно говоря, мне все равно, сколько прихожан таким образом не придет в церковь. Скорее не могу понять, почему так происходит.
mingitau
Jul. 25th, 2008 06:53 am (UTC)
Почему так происходит.
Церковь ориентирована на свой "электорат" - старушек. Они, вырощенные в годы Союза, безропотные, безвольные и трудолюбивые. Четко помогают оправлять каждодневные ритуал. Православной церкви, как любой другой "тоталитарной" системе, взрошенной на российской почве не нужны люди мыслящие и пытливые. Которые хотят еще и поговорить о религии на доступном языке, разобраться, понять, подспудно и покритиковать церковь как общественную организацию. Мне кажется что система "батюшки - старушки - озареные девушки/женщины", которые и образуют современные приход ригидна и замкнута и ей свойственно отталкивать всех ей чужеродных (например меня).
agprom
Jul. 21st, 2008 01:02 pm (UTC)
просто интересно
А зачем ты в последнее время часто посещаешь службы? Значит что-то полезное ты в этом находишь? Или нет?
mingitau
Jul. 25th, 2008 06:53 am (UTC)
Re: просто интересно
готовлюсь к венчанию
agprom
Jul. 25th, 2008 10:50 pm (UTC)
Re: просто интересно
На венчании присутствовал только один раз. Из всего потока малопонятного текста разобрал лишь одну осмысленную фразу "Да убоится жена мужа своего". После этого решил, что венчание - не для меня...
mia_bianka
Jul. 21st, 2008 01:03 pm (UTC)
Да, мне тоже очень неприятно из-за этого всего... Вроде бы как в песне "если есть тьма, то должен быть свет".. А приходишь туда, где он должен быть, и возникает такое ощущение, будто ты пришла поконкурировать со старушками за место в раю и должна еще доказать им, что имеешь право в эту обитель зайти - ведь всем очевидно, что ты этого не достойна, а они, старушки, последние хранители священного духа в этом бренном мире.. И церквью это словно поощряется, никто не подойдет, не поговорит, не расскажет.. Только ждут денег, денег, денег... Заплатил - проходи, следуйщий...
Вова, прочитала твой пост и даже грустно стало - ведь так и есть, как ты пишешь :(
yarowind
Jul. 21st, 2008 05:00 pm (UTC)
1. Да, такое встречается в ряде храмов, но это не есть нормально и Патриарх об этом говорил. В большинстве храмов просто стоит ящичек для пожертвований. Это вина настоятеля.
2. Честно говоря, ни разу не сталкивался с тем, чтобы мою свечку тушили. Обычно тушат и убирают лишь догорающие свечи. Видимо это местная особенность.
3. Батюшки как и люди все равзные. У кого-то вдохновение написано на лице, кто-то переживает внутри, у кого-то может быть плохое самочувствие... Ты же в храм не на батюшек смотреть ходишь, правильно?
4. Богатство одежд и храма на земле служат как отображение красоты царства Божьего на небе. Цвет одежд тоже не случай, об этом можно почитать в конце вот этой статьи http://www.pravmir.ru/article_751.html
5. Чтобы проповедь говорил дьякон? Это очень интересно, первый раз слышу. Ты уверен? Ибо это прерогатива священника.
6. Руку священника целуют как невидимую руку Христа. А вот насчет анафемы это очень странно...
7. Свечные лавки стоят обычно не в самом храме, а в притворе. В идеале их конечно совсем выносят за приделы здания, но не всегда это возможно: не всегда возле церкви есть свободная земля, плюм необходимо туда будет проводить отопление, электричество. Это все денег стоит, колторые не всегда есть у храма. Пример с Христом используют очень часто но он некорректен. Начнем с того, что ранее было положино платить десятину, соотвественно церкви не было необходимости еще за что-то брать деньги. Многие ли сейчас перечисляют 10% заработка? Далее, Христос выгонял их храма ростовщиков, менял денег, продавцов домашнего скота и прочего. Я вот ни разу не видел в церкви отделения банка или автосалона. Продают обычно свечи, иконы, духовную литературу и аналогичный товар. Мне кажется есть большая разница с Библейским примером.

Подытоживая. Если все есть как ты пишешь, то я б в такой храм тоже не стал ходить, но конкретные недостатки настоятеля не умаляют правоты всей Церкви. Мой тебе совет - сходи в другой храм. Могу посоветовать Храм Космы и Дамиана в Шубине http://www.damian.ru/. Настоятель о. Александр Борисов редкой души человек. Ту теплоту с которой он ведет службу и обращается к прихожанам надо видеть. Также хорош храм иконы Божией Матери "Живоносный Источник" http://www.spring-life.ru/ и в особенности о. Филипп Парфенов. Если есть желание, могу дать его контакты, он всегда готов поговорить.
mingitau
Jul. 25th, 2008 07:17 am (UTC)
Благодарю за содержательный ответ. Всегда с интересом читаю ваши посты в ЖЖ. Вы много путешествуете и замечательно пишите. Увы, но пока у меня накапливается баласт из нерассказанных путешествий.

В ответ ряд моих комментариев. Безусловно, я в храм прихожу не на священников смотреть. Однако их поведение обращаетна себя внимание.
2. Тушат, неоднократно видел. И наполовину сгоревшие. И не только когда служба закончена и храм закрывается.
3. На мой взгляд, предназначение священника на общественной службе в церкви - нести слово Божье в народ. Когда у тебя лицо каменное, то эффект от твоей речи сказанной на неизвестном языке минимален ибо еще и интонаций немного и в транс ты такой речью не введешь. Естественно, что не хочется видеть на лицах тупых американских улыбок. Однако приходя в церковь священник обязан быть предрасположен к пастве хотя бы внешне. И тогда ему поврят, за ним пойдут.
4. Замечатльеая статья про одеяния. Спасибо. Хотя богатый убор и золоое шитье мне все равно не принять. Можно и по скромнее одеваться.
5. Проповедь читал какой-то юнец. Он был одет в одно только черное простое платье (подрясник?).
7. Да, разница есть, вы правильно ставите отличия. Вместе с тем часто лавки выходят далеко за пределы притвора и продается в них в том числе и туристическая литература. Что касается десятины, то увы в России перестали уважать церковь.

Обязательно схожу в другой храм. Благодарю за советы.
yarowind
Jul. 25th, 2008 07:52 am (UTC)
Я, в принципе, сторонник общения на ''ты'', да и разница в возрасте у нас небольшая:)
Балласт у меня тоже большой, постепенно выкладываю:)

2. Тушат наполовину обгоревшие если на подсвечнике есть еще куча свободных мест под свечки, или просто от того, что этих пустых мест почти не осталось? Во втором случае это понятно и нормально, в первом - странно.
3. Трудно спорить, но это проблема конкретного священника, а не Церкви вообще. Благо в большом городе можно выбрать тот храм, который тебе по душе. В деревне, конечно, с этим сложнее.
4. Одеяния, как и многое другое, это наследие Византии. Понятно, что за прошедшие века многое поменялось, в том числе и вкусы людей, но Церковь в этом плане довольно консервативна. Может быть это и хорошо, а то поглядеть вон на Англиканскую церковь - ужас же: геи-священники, регистрация однополых браков и прочее...
5. Верю, просто обычно этим занимается священник.
6. Лавки выходят за пределы притвора часто потому, что их просто некуда больше ставить. Но все же, они всегда жмутся в выходу, я никогда не видел их возле алтарной части. В том, что продается туристическая литература не вижу ничего плохого, особенно если учесть, что подавляющее большинство туристических объектов в России это храмы и монастыри. Книжки про альпинизм же там не продаются, или детективы там:)
kostaki
Jul. 25th, 2008 12:58 pm (UTC)
5. Скорее всего, это была не проповедь, а чтение из житий.
yarowind
Jul. 25th, 2008 02:11 pm (UTC)
Возможно
atlantis_sid
Jul. 22nd, 2008 01:40 pm (UTC)
Короля делает свита?
Ага, вот эта околоцерковная публика (старушки и прочие женщины), деловито распоряжающиеся в храмах, очень напрягают. И шикают во время служб, и вообще - "не так стоишь, не так свистишь".
Был в храмах Софии - как там просто и светло. И женщины в брюках и иногда без платков, и венчание - не тяжкий труд для молодожёнов, а настоящий праздник, и скамейки стоят для отдыха. И этих - другого слова не найду - оголтелых бабок - тоже нет.
geozema
Jul. 25th, 2008 10:49 am (UTC)
В целом согласен с замечаниями yfrowind

Хотелось добавить про пожертвования...
В "Западных" христианских церковных обрядах сбор пожертвований при помощи подноса практикуется гораздо чаще. Там это вообще норма и, одновременно, одна из основных претензий к церкви...
В России я бы точно больше не пошел в такую церковь...

По поводу ухода в другие церкви...
Есть понятия религия и вера, а бог везде все-равно один. Есть такие батюшки, есть сякие, разные есть. Есть одни бабуськи в церкви, есть другие... Есть благостные места, есть не очень... Но вера она должна быть в тебе самом. Она должна быть крепкой и цельной. Ты должен не понимать бога (понять Его невозможно), а верить в него. Верить в "христианский" образ жизни и стремиться идти по выбранному пути. В том числе и в браке.
А от религии (в рамках христианства) или одеяний батюшки это зависит слабо...

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner