Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

  • Location:
  • Music:

О Православии и нереализованных планах

Ровно месяц я ничего не писал в Живой Журнал. Времени стало катастрофически не хватать. Все в жизни очень быстро меняется. И, думаю, она вернутся в привычное русло не раньше ноября, т.ч. не обессудьте.
Осталось несколько ненаписанных постов: «О Чингизе Айтматове» (его замечательные повести я читал в июне в поездах), «Об архитектуре Георгиевска конца XIXв – начала XX в», «О новом на Кавминводах» (по мотивам последнего посещения Пятигорска и Кисловодска», «Фотоотчет о поездке в Приэльбрусье», «Мысли по поводу футбольной истерии». (Эти темы мне на заметку).

Сегодня хочется написать о самых свежих впечатлениях. В последнее время стал достаточно часто бывать на службах в православных храмах. Был вчера в Троицкой церкви в Вешняках. Можно мои мысли противоречат канонам Православия, но следующий набор примеров обычаев богослужения распространенных в российских храмах, как мне представляется, противоречит сути христианства.
1. Во время службы отряжается несколько человек, которые с подносами обходят всех прихожан и собирают с них деньги. Каждая старушка, а они составляют 90% участников службы хоть несколько рублей, но кладет в поднос. Для меня это в числом виде меркантильный побор под страхам всеобщего осуждения. Шелест раскрывающихся кошельков и звон монет сбивает с благостного настроения, возникающего во время службы. Если желаешь пожертвовать деньги храме – положи их после службы в специальный ларь.
2. Надоедливые старушки возле подсвечников. Которые вместо тихой молитвы заняты расстановкой свечей в одном им известном геометрическом рисунке. Не успеешь поставить свечу перед иконой, как она сразу же тушится старушкой, если она противоречит ее задуманному порядку расстановке свечей.
3. Каменные лица священнослужителей. На мой взгляд, ¾ батюшек ведут службу как технологический процесс безо всякого вдохновения. Их лица ничего не выражают, кроме какого то превосходства над стоящими в храме.
4. Богатые одежды священнослужителей. Как только не изощряются попы в желании выглядеть эффектно. Золотое шитье, бисер, инкрустированные в платье майоликовые иконы. При этом смещение цветов ядовитое – голубой с красным, золотой с зеленым и синим, черный с розовым. Они упоены самолюбованием, а не службой. А старушки конечно проникаются «красотой».
5. Чеканная речь во время службы. Я понимаю, что 95% службы не понятно нам ибо ведется на старославянском языке, но есть небольшая наверно 10 минутная речь настоятеля прихожанам на русском языке. Отчего то ее дают читать самому последнему дьякону, которые по бумажке что-то невнятное втолковывает без всяких эмоций. Отчего же нельзя, чтобы из 12 человек, что вчера вели службу хотя бы один вышел бы и искренне на доступном нам языке рассказал бы что-то интересное или полезное или хотя бы поделился радостью сегодняшнего праздника обретения Казанской иконы Божьей Матери.
6. Целование рук владыки. Вчера служил в церкви какой-то статусный поп. Ему поддъячные носили во время службы шлейф и он был похож на какого-то заморского короля. А потом он начал всех мазать елеем и за это ему целовали рукав. Потом он прямо в истощенном крике объявил всем анафему, кто не прошел этот обряд и не поцеловал икону Казанской Божьей Матери. Вот так меня предали анафеме, ибо мне чужды все эти церемонии. Этот поп – такой же человек к которому у меня нет благодарности, ибо он во время службы занимался самолюбованием, а не взращиваем во мне любви к церкви или Богу. За что мне целовать ему руки – за его каменное лицо, или за его расшитую золотом папаху!!! Пристращенные старушки конечно чуть ли не подавили друг друга пробираясь к рукам священнослужителя. Но это более походит на преклонение перед кумиром, перед золотом, нежели на христианские ценности.
7. Продажа внутри храма. Насколько я помню, по одной из библейских историй Иисус выгнал всех торговцев из храма. У нас же церковные лавки превратились уже в полноценные магазины, где торгуют не только свечами и иконами. И служба превращается в стояние в очереди за свечами. Я бы вынес все эти иконные лавки за пределы храма, равно как и вездесущие лари с просьбой пожертвовать на то и на другое.

Чем дальше, тем вся обрядовая сторона православной службы более и более раздражает меня. Приходя в храм ради душевного успокоения и молитвы, ты попадаешь то ли на базар, то ли на показ последних мод, то ли на театр тщеславия. Старушкам все это нравится, но они стоят без выражений на лицах, и только очень редко пересечешься взглядом с человеком, у которого тихая радость в глазах и благоговение на лице. И м.б. только ради этих редких взоров, совершенно отсутствующих на улицах Москвы или в метро стоит ходить в храмы.

А м.б. мне стоит пойти на службу в протестантские дома молитв или в армянские церкви где нет этого преклонения Золоту, как в православных храмах. Тяжелая дума, однако.
Tags: религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments