?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня в воскресенье Стамбул предстал пред нами другим городом. В Турции сегодня выходной день и на оживленных торговых улицах было необычно пусто. Солнце радлвало и мы отправились в пешее путешествие из центра в Эйюп.

Image Hosted by ImageShack.us
Стамбул, Нартекс церкви Христа Спасителя в Хоре (13 в.)


Стамбул многоликий
Город в границах Феодосиевых стен (6 в.) кажется и одинаковым и одновременно от одного района к другому сильно меняется. Сегодня мы это наглядно ощутили. Первым был район Чаршамба к западу от мечети Фатих. Это вероятно наиболее мусульманский район города. Женщины на 90% закутаны в платки и большинство в черных платьях, мужчины с бородами, множество магазинов с религиозной литературой. Лизу в восторг привела одна парфюмерная лавка, где рослый приветливый турок дал нам перепробовать разных пахучих масел (другие покупатели были исключительно правоверными мужчинами) и пополнил коллекцию парфюма супруги массой новых вкусов в красивых баночках. Чаршамба чистый и живой район, но буквально несколько десятков метров и уже иная атмосфера. Мы попадаем в район Фенер, где в прошлом жили греки – деревянные дома с террасами, плющ и всюду брошенные дома, бедное население. Памук много пишет именно о судьбе районов погромов греков и армян в Стамбуле. Прошли десятки лет с тех времен, но улицы до сих пор несут в себе эту печаль. Еще дальше и начинается Айвансарай – жители меняются фенотипически. Вместо турок – цыгане – большие семьи, босые дети, красочные юбки и никаких платков. Дома – бедные пребедные, много руинированных. А ведь раньше здесь были наипрестижнейшие районы Османской столицы, а еще раньше загородный дворец византийских императоров. Мэрия Стамбула видимо как-то пытается реанимировать район, но пока ей это удается в виде красивых клуб и детских и спорт-плошадок. Наверно пройдет время и Айвансарай и Балат вновь оживут. Зато насколько видно, что город разный, город живет, дышит. На руинах античных дворцов строятся лачуги, а на их месте строят линии скоростного трамвая.
Далее выйдя за Феодосиевы, стены мы попали в район Эйюп – это уже иной Стамбул – город мечетей, молитв, кладбищ. После пустынных районов Эйюп в воскресенье поразил своей жизнью, которая просто кипела в кварталах возле мечети Султана Эйюпа – наиболее почитаемой мусульманской святыни Турции. Огромные массы людей одновременно находятся в молитвенных позах во дворах мечети, внутри ее. Особо милы были пары молодожен, которые молились в окружении нарядных родственников. Рядом проследовала похоронная процессия. За гробом, покрытым зеленой материей прошло не менее 200 человек – мужчин в темных одеждах. Рядом матери с младенцами, и отец учащий своего 8-милетнего сына правильно оправлять поклоны при совершении намаза. Жизнь, какая она есть вся здесь – безо всякой показухи, существующей в туристических кварталах. Вероятно оттого, что верующим людям не нужна эта показушность.
Показушность была рядом – на берегу Золотого рога в районе Эйюп есть согласно путеводителю международный торгово-выстовочный комплекс Фесхане. Примечательно само здание – первая мануфактура в Турции в европейском индустриальном стиле, на которой впервые для всей Османской империи выпускали знаменитые шапочки-фески, а в последствии производившая трикотаж. После закрытия фабрику почистили и сейчас в ней проводятся свадьбы. На одну из которых мы заглянули – свадьба здак на 400-500 человек. Гости одеты как и в России; едят, пьют, громко разговаривают. Молодых нет. На сцепе певец и двое дервишей кружащихся под музыку. Мы вспомнили, что неделю назад была наша собственная свадьба, и Лиза попросила ее повторить, но со стамбульским размахом )).

Стамбул византийский
Яркое впечатление прошедшего дня – мысль пришедшая в церкви Христа Спасителя в Хоре (она же музей-мечеть Керамие). Церковь потрясающая. В ней, особенно в притворах, лучше всего в Стамбуле сохранились византийские мозаики. Проникают как лики святых, не тускнеющие столетиями. Но проникает и работа, которую совершили 700 лет назад неизвестные нам мастера, выложившие эти мозаики. Это титанический труд и гений мысли – рассчитать, нарисовать в объеме и выложить рисунок кусочками разноцветного стекла размерами с бусинку размеров в десятки квадратных метров по сводам и стенам собора. При всех достижениях современной культуры я не видел в построенных в настоящее время православных церквях ничего подобного ни по изяществу, ни по трудоемкости. Свод одного купола – возможно это целая жизнь одного мастера. Создав ее, он обессмертил свой труд. Сейчас на такое мастера не идут (посмотрите на качество росписи российских храмов (явный признак упадка культуры).
Это была иллюстрация, а мысль заключалась в том, что в 15 в. одна цивилизация пришла и погребла под собой другую. Причем очень и очень развитую. Вот так – уничтожила и все. До этого я привык видеть какие-нибудь «курганы» древних хакасов, чувашей, бурятов и пр., свидетельства предыдущих «цивилизаций». Раз это может сравниться с Византией. Мечети 15-16 в. построенные Синаном в Стамбуле не менее проникновенны и гениальны, но мозаики для меня верх человеческой мысли. Огромный поклон тем неизвестным, кто их создал. И в этом поклоне заключена связь времен и моя причастность к мировой культуре. Ибо «текст», который они изложили в цветных камнях в 14 в. понятен и мне – жителю 21-го столетия.
От Византии осталось мало и то, что осталось кажется тут (по свидетельству Орхана Памука) стремятся загнать в формы музея (почти как и деревенский мир России). Последние наследники византийской эпохи – потомки византийцев греки-фанариоты подверглись в ХХ в. многочисленным гонениям. Гуляя сегодня по Фенеру или потом по Бейоглу мы видели красивые и величественные здания с греческими названиями над парадной прихожей, но с пустыми окнами, ветшающими. Они не более безликие турецкие дома. В них есть отблеск той культуры, которую мечами порубили воины Фатиха и по которой так печалюсь. И печаль эта, могу предположить, и составляет основу той всестамбульской печали (хюзюн), комплекса потери былого величия, о которой пишет Памук.

Вечер провели в Каракее. Играли в кафе в нарды. Конечно удивительно, что мужчины в кафе смотрят футбол и пьют ЧАЙ. Для меня приятно, ибо в России (кроме Кавказа), мужики пьют другие напитки под футбол.

Comments

anadoluolgy
Oct. 20th, 2008 04:30 pm (UTC)
/// До этого я привык видеть какие-нибудь «курганы» древних хакасов, чувашей, бурятов и пр., свидетельства предыдущих «цивилизаций». Раз это может сравниться с Византией. Мечети 15-16 в. построенные Синаном

1. А почему курганы и цивилизации в кавычках?
2. "Раз это может..." - Вы имели в виду "Разве это может..."?
3. В 15 веке - Синан?

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner