?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(недописал, постараюсь сегодня закончить этот пост)

Сегодняшний и вчерашний день мы посвятили осмотру окрестностей Стамбула или как сейчас модно говорить в России – Стамбульской агломерации. Вчера были в Эдирне, сегодня в Бурсе. До каждого из городов 230 км. По российским меркам совсем ничего, по турецким – более чем далеко. Не были бы мы с супругой географами если бы провели медовый месяц просто сидя в гостинице и гуляя по улочкам центра Стамбула. Сегодня мы по обоюдному желанию поднялись в 5-30 чтобы успеть на корабль в Бурсу. Нас гложет жажда географического познания всего этого «мегаполиса» на берегу Мраморного моря и мы ездим и смотрим. А потом я пишу. Итак – «два дня в окрестностях Стамбула»

Стамбул. Транспорт.
В Стамбуле общественный транспорт разве и хорошо и никак одновременно. Никак потому, что нет единой системы – изолированные линии метро и трамваев разных видов, метробусы (навороченные стальные автобусы которые мчатся по выделенной полосе на большой скорости), подземные фуникулеры. Связь между азиатским и европейским берегом только автобусом по дальним мостам. Проехать из западного конца Стамбула в восточный на городском транспорте займет не менее 3 часов, а то и больше. Хорошо то, что в городе активно занялись решением проблемы – строят новые ветки скоростного трамвая, метро, реализуют проект Мармавэй – метро-трам под Босфором. Но самое поразительное – это пригородный и междугородний транспорт. Центральный автовокзал – просто шокировал меня – более 200 перронов, в центре станция метро, автобусные стоянки в трех уровнях – колоссальное здание из бетона и достаточно удобное. У перронов стоят новенькие Неопланы (никаких Икарусов или ПАЗиков). Без труда найдя автобус в Эдирне, мы изумились второй раз когда отъехали от автовокзала – вместе с водителем в автобусе присутствовали два стюарда. Они сперва всем предложили вымыть руки, потом питьевую воду, далее чай, кофе, плюшки, соки, пепси и т.д. Потом поставили патриотический фильм. При этом манипуляция их рук и сам вид (фирменный костюм троечка с белой рубашкой), вызывает уважение. (Такого уровня сервиса на междугородних рейса не было в Англии, а про России, как сказала супруга и вспоминать стыдно). Весь сервис состоит в том, что ты в убогом Икарусе будешь на сломанном сиденье коздыбать по убитым дорогам и на каждой автостанции у тебя жирные тетки контролерши проверят тщательно билет. При этом стоимость проезда на междугородних линиях примерно одинаковая – около 1,5 руб/км. Разница в том, что выйдя из автобуса в Турции ты уже и не помнишь о дороге, а в России – усталость от кочек и сидений остается на весь день даже от 2-3 часовой поездки. Мне как географу жаловаться на наши условия не стоит, но для граждан в возрасте наши автобусы – мучение.

Эдирне.
Эдирне – город на крайнем северо-западе Турции в 230 км от Стамбула на границе с Грецией и Болгарией. Вторая столица Османской империи (с 135? Г. по 1459 г.) и исторический центр региона Тракья (Фракия). Население – 120 тыс. чел.
Город для меня был привлекателен тем, что в нем должны были быть памятники архитектуры 14-17 в., когда он переживал рассвет, будучи загородной резиденцией султанов и тем, что он схож по численности населения с Георгиевском.
Дорога до Эдирне достаточно однообразна – всхолмленная равнина с беконечным количество небольших полей, всюду работают трактора, видны новые агрокомлексы. Проехали несколько промышленных зон с наборами аккуратных новых модулей текстильных фабрик.
Знакомство с Эдирне началось с автовокзала. 40 перронов в один ряд с монстрами-неопланами впечатляют. Автовокзала до центра города мы проехали через университет Тракья. Вот это моя мечта об университете, много новеньких корпусов, скверов и масса воодушевленных студентов. На небольшом удалении от города создать в Георгиевске пусть и небольшой, но «настоящий» университет. От университета Тракьяв город ведет велосипедная дорожка – тоже грамотно.
Центр Эдирне великолепен. Здесь удачно сочетаются турецкая архитектура и греческие мотивы (крытые виноградниками дворики, черепичные крыши). Два крытых рынка 16 в. Неимоверное количество кафе, локант, магазинов, кондитерских, небольших деревообрабатывающих и прочих ремесленных цехов. Почти нет туристов, хотя в центре города есть туристический инфоцентр, где нам выдали карту города и небольшой путеводитель по району Мраморного моря на английском языке. И дали бесплатно. Представить подобное в сопоставимых с Эдирне Кисловодске, Серпухове или Сергиевом Посаде невозможно.
Главное в Эдирне – мечети. Наиболее статная из них Селимие, которую на склоне лет спроектировал великий Синан (кон. 16 в.). Она и действительно поражает своей органичностью и изяществом. Богато расписанный свод похож на блюдце из изникской керамике, подвешенное на небе. Хоть диаметр у этого блюдца 50 метров.
Увы, нам не хватило времени прогуляться по старинным мостам, другим мечетям, сходить на поле, где с 7 века поводятся соревнования по борьбе (очень знаковое место для Турции). Мы спокойно прошлись по городу и просто пытались почувствовать его ритм. Бесспорно – он намного более бойкий чем в Георгиевске. Малого бизнеса в нашем городе по сравнению с Эдирне просто нет. Разнообразие услуг и магазинов для относительно небольшого города впечатляет. Равно как и ухоженность центральных улиц, наличие малых архитектурных форм, цветников, фонтанов. Чего стоит только искусственный каскадный ручей с лебедями!!! Да, после Стамбула Эдирне кажется маленьким городом, но и он очарователен. Пусть большая его часть плотно застроена новыми 5-7 этажками. Однако видимо квартиры намного более просторны, чем в России, т.к. по виду при там то объеме жилья в Эдирне должно жить не менее 300 тыс. чел. И действительно на доске объявлений о продаже средние квартиры варьируют от 100 до 200 кв.м. Стоимость одного квадратного метра…. все затаили дыхание… 250 долл/кв. м.

Бурса.
О Бурсе пока кратко.
Первая столица Османской империи в 240 км от Стамбула по автотрассе, но можно и по морю на корабле (80 км). Население - 2 млн чел (четвертый город страны). Город промышленный, центр находится на склоне Улудага – масса интересных мечетей сельджукской и ранееосманской архитектуры, курортная зона с термальными источниками, крытые красочные базары. В целом по ритму жизни не уступает крупным районам Стамбула (типа Ускюдара или Кадикея), но до Левента или Бейоглу Бурсе далеко.
Изюминкой поездки стал подъем на Улудаг. Катанная дорога за несколько минут поднимает с 350 м на у.м. до 1640 м. Если внизу еще лето, то на верху уже закончилась золотая осень, а сами мы забрались выше уровня облаков. Откуда и шлем фотопривет.

Image Hosted by ImageShack.us
(по просьбе Лизы для близких и родных. Бурса. Улудаг. 21/10/2008)

ЗЫ Все, больше писать не могу. Супруга за все руки и ноги тащит на пляж… О Стамбульской агломерации напишу попозже.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner