(Усадьба Дубровицы)
Минувшие выходные провели с супругой в активных перемещениях по Москве, которые навели на мысли о городской среде в Москве. Начав самого-самого центра (Соборной площади Кремля) мы добрались до самых окраин (10-30 км за МКАДа) откуда с пригорков в смоге-мареве на горизонте видны московские дома.
Чтобы было ясно дальнейшее следование моей мысли оговорюсь. Городская среда в Москве есть и ее составляют здания, улицы, парки и т.п. Для меня важна не просто среда, а комфортная среда. Комфортная городская среда для меня складывается из комплекса ощущений свободы, безопасности, уюта и интересности. Где бы я ни был в эти дни - такой среды я не находил. Сейчас проиллюстрирую свой тезис.
Кремль. Соборная площадь.
Я не часто бываю в Кремле – раз в год в два. Но каждый раз переступая металлоискатели Кутафьей башни появляется чувство того, что сейчас будешь ТАМ - в Абсолютном Центре России. И причастность к тому, что ТЫ его увидишь. Чувство не пропадает и тогда, когда пройдя Кремлевский Дворец Съездов попадаешь на Соборную площадь. Мелкий трепет от важности и значимости места. Постепенно он проходит и ты погружаешься в осмотр древних соборов и прогулкой по Тайницкому саду. Успенский собор не оставляет в N-ный раз равнодушным. Среди разноязычной толпы приходят мысли о людях создавших это великолепие, фрески, иконы, иконостас.
Кремль. Успенский собор
Только представить, что я стою и вижу в одну минуту то, на что многие мастера потратили годы если не целые жизни. Жизни, десятилетия, судьбы, эпохи. Вот икона «Георгия Победоносца». Ей почти тысяча лет. Сколько ей всего досталось. И сколько людей она пересмотрела. И не перестает излучать сильнейшую энергию. Глаз не отведешь.
Кремль. Сенат.
Проникнутый подлинными можно даже сказать патриотическими чувствами ты выходишь на улицу и смотришь на наружные фрески храма, погруженный в мысли…. И тут откуда ни возьмись появляются люди в зеленой форме и начинают прогонять граждан с площади. Оказывается уже 5 часов и Кремль закрывается. Не желая потерять ощущения стоишь задумчиво, но с каждым ментом, которые все настойчиво тебя выпроваживает с Соборной площади ощущение благолепия меняется на ощущение рассерженности. Почему меня – завороженного гражданина надо выпроваживать с главной площади страны. И какое они имеют на это право?!! Что эти люди в форме построили эти Соборы и Дворцы?!! Что они им принадлежат?!! Начинаю возмущаться. Оказывается принадлежат, как грубо мне отвечает ФСОшник. И еще напоминает, что Кремль это резиденция Президента и вообще режимная территория. Поэтому я должен немедленно покинуть территорию. Я не понимаю. Первый теплый весенний день, самое-самое начало вечера и почему мы граждане России (многие из которых проехали и пролетели тысяче километров по этой стране) должны покинуть Кремль, который принадлежит Ему и Его слугам (так мне объяснил человек в погонах). Разве я мешаю Президенту работать, вряд ли. Пусть себе работает в Сенате. И никто из окружающих не мешает. Но напор таков, что еще 2 минуты и они достанут оружие и начнут расстреливать тех, кто не слишком быстро покидает Кремль по Их требованию. Вот и все – и никакой комфортной городской среды. Да, Кремль это едва ли не единственное место в РФ, где на площади или в парке народ открыто не сидит с пивом или водкой. В Кремле все чисто, уютно и интересно. Сюда можно водить ребенка и рассказывать ему историю его страны…Но свобода, разумная свобода и безопасность в самом охраняемом месте для гражданина этой страны отсутствует. «Вон из Кремля быдло» – так и читает в глазах людей в зеленой форме.
Почему нельзя давать возможность людям гулять по Кремлю до вечера (в регламентированной части и со всевозможными проверками)?!!! И есть ли в России всенародное достояние, если уже кремлевские соборы кому-то да принадлежат?!!!
ГУМ. 300 метров от Кремля
Вечер пятницы. Одно из немногих общедоступных крытых (что крайне важно при наших 6 месяцах снежной слякоти) пространств в городе. Приятных, чистых. Садимся в кафе, внизу фонтан, играет музыка, иллюминация… но не проходит и 10 минут, как звучит сигнал и все прекращается. 22.00 – ГУМ закрывается. А это значит, что почти каждый сотрудник кафе – охранник, администратор, уборщица должны подойти и напомнить, что кафе закрылось и нам надо быстро сдать посуду уборщице (хотя мы только-только притронулись). Последняя назойливо-умоляюще стоит над душой… Я могу, конечно, войти в ее расположение, что ей ехать куда-то на окраину города домой и Миша, допивая большими глотками капуччино тоже, но все-таки я нахожусь в центре ГУМа и сегодня пятница вечер… И я трезвый, опрятно одетый человек хочу потребить комфортную городскую среду, но меня этого лишают. Гаснет свет и милиция мягко выпроваживает на улицу, а на улице еще мороз.
Меня можно обвинить, что я много хочу… но в конце-то концов – это не просто кафе на окраине Калуги, а это ГУМ и это центр самого большого города в этой стране и (далее совсем по Гришковцу)… и мне в этом городе не рады и меня это сильно расстраивает.
Китай-город. 500 метров от Кремля.
Комфортный городской центр для меня бывает двух видов – либо центр из крупных зданий перемежаемый скверами, площадями, широкими улицами либо плотно застроенный с узкими улочками с крохотными кафе и вечной толкучкой. В Москве почти нет ни того, ни другого. Хотя на роль плотного центра мог бы претендовать Китай-Город. Но это ведь мрак. Никольская улица – дома серые, пыльные-пыльные, а зайди в подворотню – запах мочи, надписи матерные (не граффити) и какие-то руины или страшные дома. Где эти бутик-гостиницы, милые кафешки, сувенирные лавки – где он ритм жизни. Всяко не за облезлыми полотнами закрытого десять лет назад на реставрацию здания. Китай Город отторгает напрочь. Почему в городе его едва ли не единственный исторический квартал пребывает в таком состоянии?!!!
Чистые пруды. 2 км от Кремля.
Вечер субботы. Ждем трамвай на остановке у памятника Грибоедову. Ужас – откуда в Москве столько спившиеся молодежи в косухах и что они празднуют. Вряд ли вербное воскресенье. Вроде как Центр города и сквер, но он весь засорен уже стеклотарой. И нет ни эстетики, ни безопасности. Быстрей бы трамвай и уехать отсюда.
ИМХО, Москва ни когда не станет цивилизованным городом пока в ее центре творится безо всякого повода такая пьяная вакханалия. Или же это и есть современная цивилизация?
Чистые Пруды – Университет.
2-7 км от Кремля
Маршрут №39 едва ли не самый примечательный в Москве. Едем. Наблюдаем. Треть пассажиров пролазит под турникеты. А за окном – улицы, дома. Мы все еще в центре (Замоскворечье, Серпуховская застава, Хитровка и т.д.), но что это – смесь хрущевок и церквей, регулярной застройки и отдельных башен, серых корпусов промзон и отдельных архитектурных шедевров. Это Москва в ее вечном смешении, но в ней нет комфорта и уюта. За все 70 минут пути только последний отрезок от Черемушкинского рынка до Университета глаз успокаивается – размеренные проспекты, сталинские дома и какая-то гармония. Отчего же нельзя в центре города создать хотя бы небольшой район блинной в пять минут на трамвае в едином стиле, чистый и аккуратный?!!! Где городская среда и где мы.
Университет
7 км от Кремля
Приятнейший, замечательный район Москвы. Как бы не романтично не были прогулки возле ГЗ, подлинное спокойствие и комфорт они обретают только во внутренних двориках, но они доступны не для всех. Три-пять минут от ГЗ – все здорово, но вот уже 10 минут и ты нарываешься на немного запущенные территории – в районе ли ботанического сада, у стадиона, в окрестностях ли нового корпуса экономфака. Везде какие-то нагромождения складов, гаражей, невнятных построек, мусора. И все благолепие Московского университета пропадает. Жаль.
Красногвардейская – Видное
(20-30 км от Кремля)
Орехово-Борисово – огромный микрорайон, с несоразмерными человеку улицами. Покидаем без сожаления. За МКАДом сразу поля – откуда они тут. Оказывается совхоз им. Ленина. Чувствуется что земля настолько дорогая, что еще никто не пустил ее под застройку. Вскоре начинается промзона Видного. Мутное место и среди нее прекраснейших храм – Успенская церковь в Таболово.
Белокаменная церковь петровских времен принимает. У нее своя жизнь. Дети воскресной школы разучивают под руководством батюшки спектакль к Пасхе. Картина умиляет. На территории песочница, детский городок. Как будто храм взял под свою опеку ростки новой жизни, из которых может быть вырастут те, что изгонят окружающие базы и уберут мусор.
Видное. Таболово
Из Таболово до Расторгуево едем по Видному – город как город. Центр обычный микрорайон Москвы. Не проникает, хотя говорят, что очень чистый и приятный город.
Прибыв в Расторгуево и ожидая автобус в Суханово, я чистоты не заметил – пыль, мусор, минимум удобств на пересадочном узле. Вокруг поселок из сгнивших дач и новомодных дворцов за высокими заборами. Хочу в Суханово, в настоящую усадьбу.
(Видное, Центр города от станции Расторгуево)
Суханово
За очередным поворотом показывается пыльная дорога ведущая к д/о «Суханово». Мы движемся к знаменитой усадьбе, которая согласно путеводителю является одним из самых романтических мест Подмосковья. Озверев от безликости и замусоренности ст. Расторгуево я весь в предвкушении прекрасного. Идем вперед…а впереди горькое разочарование. Вот они дома обслуги усадьбы – явно авторские проекты – одни в руинах, другие обветшали.
Суханово. Дом управляющего усадьбой
Суханово.
Дальше знаменитая усыпальница рода Волконских, проект именитых архитекторов Жилярди, Стасова, Казакова. Один из прекраснейших образцов классицизма. Но что с ней сделали. Еще несколько лет и это будут живописные руины, а пока здание медленно умирает. Вот уже отвалился портик, ступени, разрушается лестница.
Суханово. Усыпальница Волконских.
Ближе
Суханово. Усыпальница Волконских.
Суханово. Усыпальница Волконских.
Суханово. Усыпальница Волконских.
Зато тишина и можно послушать пение птиц… Редкая минута спокойствия.
Вокруг лес, который когда-то был парком. Мусор, покореженный металл ступенек. Путеводитель говорит о замечательном образце скульптуры эпохи классицизм – статуи «Девушка с разбитым кувшином». Вот и он на пригорке.
Жуть, кто-то автогеном выпилил у девушки кувшин попутно обрезав ей пальцы. Дальше исписанная матерными словами беседка с видом на пруд и собственно главный усадебный дом – наполовину отреставрированный, наполовину обшарпанный. Дом оказывается не простой – в нем располагает частная школа-пансион «Перспектива». Объявление на двери гласит о выгодах обучения в этой школе и предупреждает родителей о необходимости учить детей аккуратно относится к памятнику архитектуры федерального значения. Рядом на пожухлой прошлогодней траве гора бычков. Я возмущаюсь рассуждаю о культуре детей учащихся в этом заведении. В это время рядом проходит какая-то загруженная женщина и замечает, что это бычки не только от детей, но и от учителей.
Наблюдая весь этот дестрой не представляю как можно не любить свое чадо, чтобы его отдать в такую школу пансион, где на улице нет ни одного приятного места, ни одного квадратного метра благоустроенной территории.
Выходя мы видим подъезжающие весьма дорогие машины, из которых выходят родители и дети школьного возраста. Взрослые сдадут их в «храм науки» и укатят на неделю «косить бабло» в Москву. Получится ли детям чему-то научиться светлому в столь мрачном месте – большой вопрос.
Усадьба Волконских «Суханово» - памятник архитектуры федерального значения находится в ведении Союза Архитекторов, дом отдыха которых там был долгое время. Я бы еще понял если бы это был дом отдыха механизаторов или ткачей, но архитекторов! Насколько же надо быть безразличными к лучшим образцам архитектуры прошлого, чтобы довести их до такого плачевного состояния.
Суханово. Главный дом. Вид со стороны озера
Суханово. Главный дом. Вид со стороны парка
Я не сгущаю краски. Честно грустно на все это смотреть и точно не хочется возвращаться.
Суханово – Подольск
(50-70 км от Кремля)
Автобус 59-го маршрута везет нас среди сел и полей к Подольску. Он едет по «междуречью» Симферопольского и Домодедовского шоссе, по одному из тех немногих мест в ближайщем Подмосковье, где много открытых пространств. Вокруг поля-поля – на горизонте города – Москва, Видное, Домодедово, Щербинка, Подольск. Поля переходят в не то села, не то поселки – бесструктурную разномастную селитьбу, непомерно разросшиеся деревушки без центров, с редкими ларьками. На мой взгляд это наиболее отталкивающие территории в Подмосковье. Кольцо селитьбы вне крупных городов окружающее на 10-20 км Москву. Оно не имеет единого градостроительного плана, крайне не ухожено и кажется бесхозной. Еще хуже дороги. Москва своим МКАДом настолько сильна, что связи между лучами от нее отходящими до первой бетонки достаточно слабы. Помнится несколько лет назад мы с Сергеем Сафроновым чуть было не остались в снегах на нерасчищенной дороге между Щербинкой, Южным Бутово и Воскресенским. В этот раз автобус лавировал между ям на трассе Домодедово – Подольск. НЕ самые глухие места, но проще и для машины полезней проехать 30 км до МКАДа, чем напрямую 10 км трястись по буеракам. Связности минимальная.
Дубровицы
Судьба благосклонна нам и под вечер мы попадаем в то место где и приятно и интересно. Нет слов передать красоту храма. Он великолепен.
Дубровицы. Знаменская церковь
Дубровицы. Знаменская церковь (1698)
Но не для всех. На часах около пяти вечера, а его уже закрыли и, упросив смотрителя, мы буквально на две минуты попадаем внутрь. Красота. Но только две минуты и нас просят обратно. Я же не в полночь пришел в храм! Доступ к прекрасному опять у меня отобрали.
Прогулки вокруг храма наводят на мысли – вот почему в 17 веке люди стремились к прекрасному, создавали заведомо нефункциональные здания, стараясь вписать его в ландшафт, обустраивали окрестности. А в 21 веке улица Подольска ведущая к храму представляет собой набор рытвин и колдобин и застроена современными 2-3-х этажными домами – безвкусными и богатыми, за высокими заборами. Людям, живущим с этих особняках вряд ли что-то стоит скинуться и замостить улицу в храму, но они этого не сделают, поскольку их сердца ведут к храму Золотого Тельца.
Подольск. Дорога к храму.
Подольск
Подольск от Дубровиц
Привокзальная площадь. Вечер воскресенья.
В Подольске создали ряд приятных площадей: поставили лавочки, памятники, фонарики. Но народ оставили прежним и что получается. Сквер, антибрутальные лавочки, памятник Императрице Екатерине II – а на лавочках группы горожан накрывают поляны и разливают, распивают, матерятся и т.д. А рядом гуляют дети. На прилавках единственного близкого магазина выбор водки и пива явно больше, чем выбор молочных продуктов. Из 5 человек стоявших передо мной в очереди каждый закупился спиртным и пошел в сквер.
Ну почему в двухстах тысячном городе, именно нормальном городе нет того места, где бы вечером в пределах моего обозрения не было бы людей без спиртного!!! Мой слух невольно ловил великорусский мат!!!
Хочется скрыться куда-нибудь в кафе, но по нашему маршруту по центральным улицам Полольска мы встречает либо пивбары либо рестораны. А посему загружаемся в электричку и в ГЗ МГУ. Хватит!!!
Подольск-Царицыно
Почти вся дорога это маргинальные территории. За окном промзоны, склады, а больше т.н. зона отчуждения железной дороги, занятая остатками дач, свалками, болотцами. Мрачные места, но сколько их. Они пронизывают весь город и ухоженные районы безликой селитьбы выглядят островами среди этих маргинальных районов.
Итого:
Где бы я не искал, так и не находил комфортной городской среды. Честно, мне многого не надо. Я подумал, что меня в Москве вполне бы устроила комфортная городская среда, которая простиралась бы на 2 км в любую сторону, куда бы я не пошел. Почему 2 км – это время спокойной получасовой прогулки с ребенком в одну сторону, возвращение и прогулка в другую сторону. Территория с радиусом 2 км – это всего 1% территории Москвы. Разве это много?! И если бы она была я готов терпеть всю неухоженность и неустроенность оставшихся 99%, видеть в окно безликого офиса безобразный корпус ТЭЦ-9, видеть 5 дней в неделю бездушные лица в давке в метро, честно платить налоги… И всего то ради того, чтобы иметь возможность в воскресенье два часа погулять с детьми и супругой и не видеть всей этой пьяни, серости, разрухи, безликости.
Читаю сейчас книгу Чарльза Лендри «Креативный город», учащей что во главе любого городского развития стоит желание и воля горожан менять позитивно этот город. Замечательная книга, но насколько она далека от московской и вообще российской дейсвительности. Да, в 2000-е гг. стали появляться островки комфортной среды в Москве – Москва-Сити, Золотая Миля, Усадьба «Царицыно», но почти все они не доступны для всех и в любое время суток. Была замечательная идея проведения пешеходного маршрута от Парка Культуры до Москва-Сити, которая хотя бы отчасти по узкой полосе создала бы ощущение комфортного города, но она с мировым кризисом кажется канула в лету.
Понимаю, что буду осужден за свои потребности, но они мне кажется базовыми. На неделе власти Москвы объявили о сокращении бюджета на 55%, а это значит, что в ближайшие годы столица имеет риск вернуться к состоянию помойки в коем она пребывала в начале 1990-х гг. И «вечные» стройки в центре сохранятся до поры, когда придет время мне гулять по ним с сынком или дочерью… Неутешительный вывод. Заставляющий думать о смене города или страны…Но это уже слишком серьезно.
P.S.. Пообщался сейчас с Димой Землянским. Он говорил о долге ученого-географа, который обязательно должен предлагать новые идеи по изменению мира. Вот и я решил предложить. Хоть я и не москвич, но готов пожертвовать своим личным временем, чтобы хотя бы не много изменить городскую среду, начав с малых форм, сделать ее комфортней, уютней, спокойней. М.б. есть еще желающие благоустроить хотя бы небольшой скверик возле МГУ, готов прийти и помочь. Иначе я чувствую себя обделенным этим городом, выдвигаю ему претензии, но сам ничего не делаю для изменения. Готов покрасить лавочку, посадить дерево, сделать что-либо такое, что бы мои дети, приехав Москву нашли в ней город.
P.S.2 Ну вот, выходные заканчиваются, а я неотредактировал в очередной раз ненавистную диссертацию, посвятив столько времени посту в ЖЖ. Но о Москве мне хочется говорить, а о диссере уже нет. Поступаю неразумно однако…
P.S.3 Привожу фото только Суханово и Дубровиц, ибо как выглядит остальная Москва думаю все догадываются.
12-20 апреля 2009 г.