Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

«Титан» Теодор Драйзер

Сегодня бессонной ночью в Благовещенске дочитал вторую часть «Трилогии желания» «Титан», повествующую о жизнедеятельности Фрэнка Каупервуда с 36 до 58 лет. Драйзер создал полноценное продолжение «Финансисту» ничем ни эмоционально, ни содержательно не уступающее первой части трилогии.

Раскручивая маховик жизни главного героя, он со всей прямотой иллюстрирует две главные темы – деньги и женщины. Если в «Финансисте» Каупервуда посадили в тюрьму за махинации в 500 тыс. долл, то в «Титане» он уже ворочает суммой в 200 млн долл, под его контролем находится один из крупнейших городов страны – Чикаго, он не стесняется давать взятки и присмирять мэров и губернатора Иллинойса. Если в «Финансисте» есть только 1 жертва его любви и эгоизма, то в «Титане» Каупервуд беззастенчиво рушил судьбы многих женщин. «Титан» увлекательно интересен описанием формирования капитализма в его высшей стадии, а именно создания гигантских корпорацией, трестов, подчиняющих себе целые сферы жизни (так Каупервуд пригреб под себя общественный транспорт Чикаго). Создание корпораций и жажда наживы невозможна без описываемых изящных и многоходовых финансовых операций, растлевает все слои чиновников, прессы, общественных деятелей. Чего только стоит описание дачи взятки губернатору штата или постановка под свой контроль мэра города!

Драйзер безмерно искусно показывает как капиталист правит миром, но и на его пути встречаются те, кто обрушивают планы. Новый губернатор Иллинойса не берет взятку, законодательное собрание Чикаго под влиянием общественности отказывается в конечном случае продлевать ему концессии и он терпит временное поражение от идеалистов.

Книга наводит на параллели с нашей страной и нашим временем. Есть ли такие идеалисты, которые не побоятся устоять перед деньгами? В Америке они есть, а России?

Аналогично и с женщинами. Каупервуд зная свою силу, покорят одну за другой, что в итоге ведет к разрыву с законной женой и его одиночеству. Он строит дворец-музей в Нью-Йорке, но для кого. Несметные богатства и перспектива одинокой старости не делают его счастливым.

Немаловажной линией повествования является признание его в высшей свете. Деньги не дают ему доступа туда. Он думает, что вся причина в неблаговидном прошлом жены. Он ее решат заменить, не видя, что причина и в нем. Высшее общество закрыто для него даже тогда, когда он является самым богатым человеком Чикаго и это удар по самолюбию. При этом Драйзер рисует всю фальшивости критериев признания в высшем обществе – благородство поведения и происхождения. Круг избранных что в Нью-Йорке, что в Чикаго отнюдь не чистые «пуритане» и они такие же грязные, как и Каупервуд, который не стесняется в методах поведения.

Трилогия Драйзера – произведение крайне актуальное. Мне оно раскрывает всю сущность капитализма и учит существовать в нем. Четкие мысли, последовательность в поведении, никаких постмодерновых рассуждений о своих слабостях, недоверие к работодателям и властям – только эти качества и стратегии поведения позволяют существовать в мире капитала. «Трилогия желания» - это мужская книга о жизни в капиталистическом обществе и тем она ценна и актуальна.
Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments