?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Титан» Теодор Драйзер

Сегодня бессонной ночью в Благовещенске дочитал вторую часть «Трилогии желания» «Титан», повествующую о жизнедеятельности Фрэнка Каупервуда с 36 до 58 лет. Драйзер создал полноценное продолжение «Финансисту» ничем ни эмоционально, ни содержательно не уступающее первой части трилогии.

Раскручивая маховик жизни главного героя, он со всей прямотой иллюстрирует две главные темы – деньги и женщины. Если в «Финансисте» Каупервуда посадили в тюрьму за махинации в 500 тыс. долл, то в «Титане» он уже ворочает суммой в 200 млн долл, под его контролем находится один из крупнейших городов страны – Чикаго, он не стесняется давать взятки и присмирять мэров и губернатора Иллинойса. Если в «Финансисте» есть только 1 жертва его любви и эгоизма, то в «Титане» Каупервуд беззастенчиво рушил судьбы многих женщин. «Титан» увлекательно интересен описанием формирования капитализма в его высшей стадии, а именно создания гигантских корпорацией, трестов, подчиняющих себе целые сферы жизни (так Каупервуд пригреб под себя общественный транспорт Чикаго). Создание корпораций и жажда наживы невозможна без описываемых изящных и многоходовых финансовых операций, растлевает все слои чиновников, прессы, общественных деятелей. Чего только стоит описание дачи взятки губернатору штата или постановка под свой контроль мэра города!

Драйзер безмерно искусно показывает как капиталист правит миром, но и на его пути встречаются те, кто обрушивают планы. Новый губернатор Иллинойса не берет взятку, законодательное собрание Чикаго под влиянием общественности отказывается в конечном случае продлевать ему концессии и он терпит временное поражение от идеалистов.

Книга наводит на параллели с нашей страной и нашим временем. Есть ли такие идеалисты, которые не побоятся устоять перед деньгами? В Америке они есть, а России?

Аналогично и с женщинами. Каупервуд зная свою силу, покорят одну за другой, что в итоге ведет к разрыву с законной женой и его одиночеству. Он строит дворец-музей в Нью-Йорке, но для кого. Несметные богатства и перспектива одинокой старости не делают его счастливым.

Немаловажной линией повествования является признание его в высшей свете. Деньги не дают ему доступа туда. Он думает, что вся причина в неблаговидном прошлом жены. Он ее решат заменить, не видя, что причина и в нем. Высшее общество закрыто для него даже тогда, когда он является самым богатым человеком Чикаго и это удар по самолюбию. При этом Драйзер рисует всю фальшивости критериев признания в высшем обществе – благородство поведения и происхождения. Круг избранных что в Нью-Йорке, что в Чикаго отнюдь не чистые «пуритане» и они такие же грязные, как и Каупервуд, который не стесняется в методах поведения.

Трилогия Драйзера – произведение крайне актуальное. Мне оно раскрывает всю сущность капитализма и учит существовать в нем. Четкие мысли, последовательность в поведении, никаких постмодерновых рассуждений о своих слабостях, недоверие к работодателям и властям – только эти качества и стратегии поведения позволяют существовать в мире капитала. «Трилогия желания» - это мужская книга о жизни в капиталистическом обществе и тем она ценна и актуальна.

Comments

(Anonymous)
Oct. 22nd, 2009 06:56 pm (UTC)
По следам твоих комментариев во время командировки в Корею прочитал Финансиста и половину Титана. Крайне любопытное и завлекательное чтение. Надеюсь в ближайшее время закончить всю трилогию.

Полностью соглашаясь с твоим мнением о неприглядных сторонах капитализма, хочу отметить, что жажда Каупервуда к наживе привела к значительному развитию общественного траспорта в Чикаго, а так в целом к появлению к конкуренции на политическом поле, и, в итоге, к повышению качества жизни простого народа.

Мне кажеться, что Драйзер не считает капитализм чем-то наиболее хорошим, во многих его словах и фразах, сквозит неприкрытая ирония, но по тексту видно, что кроме этого ничего не работает. Во главу угла всей трилогии Драйзер ставить "Личность", которая в зависимости от обстоятельств имеет то больше созилетального, то разрушительного. При это, автор показывает, что несмотря на весь масштаб и мощь "личности", полностью она не властна над обстоятельствами, а все равно приспосабливается к ним. Величина "личности" зависит от того как она на них реагирует: пытается изменить под себя или сама перестроится.

Лысый
mingitau
Oct. 23rd, 2009 07:51 pm (UTC)
А я уже принялся читать "Стоика".
На мой взгляд и в этом наши взгляды совпадают самое важное в книге это личность человека. Каупервуд - исключительно цельная личность. Многие черты этой личности мне не приглядны, например его отношение к женщинам, но его цельность, постоянство и понимание смысла этой цельности есть на мой взгляд важнейнейшее качество настоящего мужчины. И этому можно у него поучиться, кем бы он ни был.
Вероятно именно такие цельные личности и двигают прогрессом. Они вряд ли могут быть чистыми и непорчными при этом движении и потому я не осуждаю его, когда он идет на многое. чтобы добиться достаточно гуманной цели - оптимизировать городской транспорт города и одновременно осуждаю, когда он выдвигает основной целью рост своего благосостояния. Драйзер, заметь, дает нам право выбора самим определить чего в Каупервуде больше позитива(двигателя прогресса) или общепринятого негатива(гениального спекулянта). и в целом Драйзер дает нам возможность подумать как относиться к капиталистам, без явного очернения капитализма как такового. Для него это данность.

Ладно. Думаю еще продолжим беседы...

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner