?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(даже не знаю как начать – столько всяких мыслей после завершения книги)…

Начну, пожалуй, с самой поразившей меня мысли. «Стоик» последнее недописанное произведение Драйзера. Странно читать последнюю страницу романа в конце которой написано, что окончив ее через несколько часов писатель скончался. Понимал ли Драйзер близость смерти, когда писал эти строки? Вероятно, понимал, иначе страницы не были наполнены столь важным философским содержанием. Размышляя о деяниях Каупервуда и о смысле жизни посредством мыслей Беренис писатель на своем последнем вздохе говорит свое видение предназначения – быть милосердным, жить не только своими делами и заботами, но и заботами ближнего, помогать бедным. Тем самым в конце романа, который Драйзер надеюсь понимал, что будут читать многие миллионы и многие поколению людей на земле, он давал свое завещание и наставление, согласно гуманистических христианским и индуистским принципам. Стали ли эти слова руководством к действию, толчком к изменению мира? Если хотя бы 1%читателей изменили свою жизнь, прочитав «Трилогию желания», то Драйзер достиг своей цели.

И я как ответственный читатель не могу не провести параллелей между Драйзером и Каупервудом. Что осталось после смерти Каупервуда – душеприказчики забыв о многих благих пожеланиях Фрэнка за 5 лет растащили наследство. Каупервуд завещал жене открыть музей публичного искусства в его доме-дворце на 5-ой авеню в Нью-Йорке, но кредиторы и судебные приставу отобрали этот дом, распродали за бесценок его коллекцию предметов искусства. Такие же капиталисты, как и он «расклевали» не только его капитал, но и то, что не имеет по идее стоимости – произведения искусства предназначенные для всех. С наследием Каупервуда поступили так, как и он поступал и иного как говорит Драйзер в мире, где правят деньги не бывает. Но есть и то, что обессмертило Каупервуда (а вернее его прототипа Чарльза Йеркса) – это Йеркская обсерватория Чикагского университета, больница для бедных в Бронксе, Лондонский метропотилен, т.е. те и только те объекты, где Каупервуд действовал по желанию души, а не с целью обогащения. Все же заработанные деньги, акции оказали преходящими. Вполне возможно, что столь подробно рассказывая о Каупервуде Теодор Драйзер обращается ко всем нам, живущим в капиталистическом мире – «Зарабатывая деньги думайте хоть немного об общественно полезном, не забывайте о благотворительности и милосердии и только оно останется после вас. Все прочее – пыль». И другая как мне кажется яркая мысль Драйзера – задумал благое делайте сейчас же, не откладывайте. Смерть приходит неожиданно и так жаль, что не успел. Ему вероятно тоже было жаль, что он не закончил свой роман. Но подобно лаборатории, больнице или метро Каупервуда Драйзер успел сказать всему миру свои слова о добре и справедливости и его общественно полезным являются его книги.
Вернусь к теме параллелей между жизнью писателя и его героя. «Трилогию желания» Драйзер писал 35 лет и за это время он сам сильно изменился. Если в «Титане» мы видим за спиной героя кипучего энергией автора в расцвете сил, то в «Стоике» уже человека, пережившего надлом и желающего успеть все и уйти достойно из этого мира. Драйзер ярко описывает смерть и похороны Каупервуда, склеп героя. Возможно и сам ожидает нечто подобного. Писатель в первых двух главах романа очаровывает читателя силой Личности своего главного героя не разделяя при этом его взглядов на жизнь. В «Стоике» он как будто мирится с Каупервудом. Френк Анжерон становится человечней добрее. Эгоизм – основная черта характера Каупервуда не пропадает, но она смягчается.
В своей общественно-политической деятельности Драйзера можно сравнить с Каупервудом. Они оба яркие представители американского общества конца 19 – начала 20 века, только идеологические противники – один капиталист, а другой борец за гражданские права и общество. Теодор Драйзер столько всего пережил и перенес за свою жизнь, но при этом остался Личностью и удостоился несмотря не свои антикапиталистические взгляды звания классика американской литературы. В споре Драйзер versus Каупервуд нет проигравшего. Они оба победили, т.к. после первого остались общественно значимые здания и транспортная система, а второй своей работой формировал демократию в США. И победили, потому что были Личностями. И тому, как быть Личностью меня лично учили все романы трилогии. За это Драйзеру низкий поклон.


P.S. Де Агостини заканчивает выпуск журналов «100 человек, которые изменили ход истории». Считаю что Драйзеру и Каупервуду стоило бы отвести целый номер.

P.S.2 Н-да, сумбурный отзыв получился, но зато искренний… Для переваривания и осознания таких книг, как «Трилогия желания» видимо нужно достаточно долгое время. Поэтому все выше сказанное, только бесструктурное начало размышлений о Драйзере и его герое. Теперь есть большое желание побольше узнать про Чарльза Йеркса, послужившего протопитом Френку Каупервуду и ознакомиться с американской версией «Преступления и наказания» - я имею ввиду роман Драйзера «Американская трагедия».

Comments

bewax
Nov. 1st, 2009 01:41 pm (UTC)
о Драйзере
Привет, очень было интересно почитать твое мнение об одном из самых любимых моих писателей. Его творчество особенно стало меня интересовать как раз после прочтения "Американской трагедии". Прочел я эту книгу лет 6-7 назад и, помню, долго был под впечатлением, что со мной редко случается. Как же ярко описана в книге тончайшая грань между мнимым успехом и преступлением, показаны внутренние душевные переживания героя в условиях современной системы ценностей (тогда они были в большей степени современны для Америки, сейчас для большей части мира)…. В общем, удачного чтения.
mingitau
Nov. 16th, 2009 10:27 am (UTC)
Re: о Драйзере
спасибо за отзыв. Как раз сейчас читаю "Американскую традегию". Нужная и солидная книга. Я уважаю книги где главная тема реализм и психологизм, т.к. они помогают разбираться в природе современных человеческих отношений, что помогает и на работе и в жизни.
Как дочитаю - напишу.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner